Сочетание поэзии с музыкой создаёт новое качество: музыкальную поэзию. Музыкально-поэтическое произведение приходит к его “потребителю” т.е. слушателю через его исполнение. Интерпретация произведения исполнителем влияет на качество “конечного продукта”. В создании-сотворении музыкально-поэтического произведения в наиболее типичном случае участвуют четыре соавтора:
- поэт
- композитор
- вокалист
- аккомпаниатор
Иногда в реализации музыкальной поэзии, т.е. в доведении произведения до слушателя/зрителя, могут участвовать также аранжировщик и постановщик. Нередки случаи, когда два или более “соавторов” реализуются в одном лице. От таланта каждого из создателей музыкальной поэзии существенно зависит её восприятие произведения слушателем/зрителем.
Цитата из В.Г.Белинского: «Музыка – душа поэзии, проясняет и открывает ее. Она делает поэтическое слово более глубоким по смыслу и более легким по восприятию. Дух музыки в эмоциональном аспекте – творческая воля, побуждающая одаренных людей создавать состояние звучаний и оформлять их как свое мировоззрение.»
Несколько витиевато, но в принципе верно. Сочетание поэзии и музыки – эффективный путь движения поэзии навстречу людям.
С 2008 года по 2018 год я регулярно проводил “живые” концерт-беседы для любителей поэзии, музыки и вокального творчества. Темы концерт-бесед посвящались либо определенной категории музыкально-поэтических произведений; либо определённому поэту, к стихам которого создана музыка; либо определённому композитору; либо определённому исполнителю вокальных произведений. С 2020 года концерт-беседы стали проводиться в режиме “удалённого присутствия” с помощью программы Zoom.
В каждой концерт-беседе рассказ перемежается музыкальными иллюстрациями для прослушивания. Базой концерт-бесед служило моё собрание русского романса и народной песни содержащее свыше 17 тысяч записей. Общий дух концерт-бесед можно считать познавательно-развлекательным. На этом сайте размещены все проведенные концерт-беседы.
Некоторые темы концерт-бесед (страницы сайта) состоят из более чем одной части. Каждая часть – отдельная двухчасовая концерт-беседа. Проведенные концерт-беседы перечислены ниже. После полного названия темы в скобках дано её сокращенное название.
- Городской романс (Городской)
- Классический романс (Классический)
- Цыганский романс (Цыганский)
- Булат Окуджава Другими Голосами, 2 части (Окуджава)
- Творчество Виктора Федорова-Вишнякова (Вишняков)
- Песни и романсы на стихи Сергея Есенина (Есенин)
- Песни и романсы на стихи Анны Ахматовой (Ахматова)
- Песни и романсы на стихи Николая Гумилёва (Гумилев)
- Песни и романсы на стихи Марины Цветаевой (Цветаева)
- Песни и романсы на стихи Осипа Мандельштама (Мандельштам)
- Творчество Александра Вертинского, 3 части (Вертинский )
- Любимые песни нашей юности (Любимые)
- Жизнь и творчество Бориса Прозоровского (Прозоровский)
- Романсы Петра Ильича Чайковского (Чайковский)
- Романсовое творчество Ирины Дельской (Дельская)
- Таривердиев и поэзия (Таривердиев)
- Романсы и песни с бубенцами (Бубенцы)
- Лариса Новосельцева – композитор, исполнитель и не только (Новосельцева)
- Творчество Аллы Баяновой (Баянова)
- Романсы Сергея Рахманинова (Рахманинов)
- Новые голоса в русском романсе (Голоса)
- Афанасий Фет и Музыка (Фет)
- По вашим заявкам (Заявки)
- О, нет, молю не уходи (Не уходи)
- Пушкин и Музыка, 2 части (Пушкин)
- Музыкальная поэзия Николая Рубцова, 2 части (Рубцов)
- Романсы Михаила Глинки (Глинка)
- Борис Гмыря – жизнь и романсы (Гмыря)
- Иосиф Бродский, Поэзия, Музыка, 2 части(Бродский)
- Русский романс и Галина Улетова, 2 части (Улетова)
- Вокальные произведения Д.Шостаковича (Шостакович)
- Ивушка и другие (Ивушка)
- Романсы Н.А.Римского-Корсакова (Римский-Корсаков)
- Встреча с королевой, 2 части (Курдюмова)
- Романсы и цветы, 2 части (Цветы)
- Гений Владимира Высоцкого, 2 части (Высоцкий)
- Анатолий Титов и Русский Романс (Титов)
- Осенние листья (Осень)
- Исполнительницы романсов в Русском Зарубежье, 2 части (Зарубежницы)
- Поэзия, музыка и кардиология (Сердце)
- Поэзия, музыка и вальсы (Вальсы)
- Романсы Антона Аренского (Аренский)
- Алкогольные песни и романсы, 2 части (Вино)
- Басы в русском романсе, 2 части (Басы)
- Лермонтов: Поэзия и музыка, 3 части (Лермонтов)
- Петренко и Рахманинов (Петренко)
- Романсовый новатор Александр Даргомыжский (Даргомыжский)
- Ирина Архипова и Александр Пушкин (Архипова)
- Вокальная музыка Галины Гореловой (Горелова)
- Романсы на стихи Александра Блока (Блок)
- Вокальные произведения Модеста Мусоргского, 2 части (Мусоргский)
- Игорь Северянин – поэзия и музыка
- Романсы и песни Златы Раздолиной (Раздолина)
- Деревянные песни и романсы, 3 части (Дерево)
- Между небом и землёй, 3 части (Дождь)
- Романсы с поэзией Плещеева (Плещеев)
- Романсы Бориса Фомина (Фомин)
- Знакомый голос (Трошин)
- Последний романтик (Кукин)
- Романсы на стихи Тютчева (Тютчев)
- Романсы П.Булахова (Булахов)
- Встречи в саду (Встречи)
- Зеркало души (Зеркало)
- Созвездие классического романса (Созвездие)
Чтобы выйти на конкретную концерт-беседу, кликните мышкой в меню верхней части страницы на её сокращённое название. Сокращенные названия в верхнем меню расположены в алфавитном порядке.
Размещенные на сайте концерт-беседы не редактировались специально для публикации и отражают специфику устного рассказа. Концерт-беседы открыты для использования в некоммерческих просветительских целях с указанием источника.
Приведенные в концерт-беседах тексты романсов и песен как правило авторские или общепринятые. Отдельные исполнители иногда слегка меняют авторский текст.
Приводимые в концерт-беседах сведения об авторах, исполнителях и истории создания романсов и песен не претендуют на полную научную достоверность. Они отражают то, что я знал во время концерт-беседы из доступных мне источников. Я не планирую корректировок в будущем.
Григорий Генделев.